Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение
 

10 млн. рублей - рекордная сумма сэкономленных бюджетных средств

В 2018 году Администрация города Уяра обратилась в Институт с просьбой оказать правовую помощь в деле по привлечению муниципалитета к субсидиарной ответственности по обязательствам предприятия, признанного банкротом.

В 2016 году решением Арбитражного суда Красноярского края муниципальное унитарное предприятие «Уяржилкомсервис» было признано банкротом. В 2018 году ООО «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд с целью привлечь к субсидиарной ответственности по обязательствам должника - учредителя должника - Администрацию города Уяра и взыскать убытки в размере 9 989 078 рублей 84 копеек.

Администрация города Уяра, обратилась в Институт с просьбой оказать правовую помощь в данном деле. Специалисты Института проанализировали ситуацию и подготовили процессуальный документ - отзыв на заявление о привлечении к субсидиарной ответственности.

О ходе и правовых особенностях судебного разбирательства нам рассказал юрисконсульт Максим Пенизев: «Законодательство динамично развивается, у всех субъектов правоотношений, в том числе, и у муниципальных образований могут появляться новые права и обязанности, однако всегда следует обращать внимание на момент их закрепления и порядок вступления в силу соответствующих законов или подзаконных актов.

В рамках дела, Истец заявлял, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.Пунктом 2 статьи 9 Закона предусмотрено, что заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств. Также указывалось, что поскольку учредителем МУП «Уяржилкомсервис» является Администрация города Уяра, соответственно на Администрацию города Уяра, как на единоличный исполнительный орган возлагается обязанность по подаче заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

В защиту Администрации были приведены правовые позиции, указанные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2016 № 3-П и рассматривающие вопрос обратной силы закона.

Согласно заявлению Истец исчислял дату возникновения обязанности по подаче заявления с 01 августа 2014 года, в тоже время, обязанность собственника имущества должника - унитарного предприятия или иных контролирующих должника лиц, принять решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника при соответствующих основаниях была закреплена в пункте 3.1 статьи 9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» только с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

До вступления в силу изменений в закон о банкротстве, в законодательстве отсутствовала обязанность со стороны собственника имущества должника - унитарного предприятия или иных контролирующих должника лиц принимать решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Таким образом, в судебных разбирательствах огромное значение может сыграть действие закона во времени.

Кроме того, мы обратили внимание суда и на тот факт, что в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.

В свою очередь Истцом не были представлены доказательства того, какие именно действия (бездействие) учредителей должника привели к его несостоятельности, то есть не доказано наличие причинно-следственной связи между действиями учредителей и наступившими последствиями.

По результатам рассмотрения дела Арбитражный суд Красноярского края в судебном заседании 9 апреля 2019 года в удовлетворении заявленных требований ООО «РЖД» отказал, что позволило сэкономить бюджету города Уяра 9 989 078 (девять миллионов девятьсот восемьдесят девять тысяч семьдесят восемь) рублей 84 копейки.

С полным текстом вынесенного судебного акта вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе «Судебная практика» после его изготовления в полном объеме.  

 
   
ВНИМАНИЕ! Учебные материалы ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края» являются объектом авторского права Учреждения.
Присвоение авторства и незаконное использование преследуются согласно статье 146 Уголовного Кодекса РФ о Нарушении авторских и смежных прав.