Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение
 

Красноярский краевой суд отменил решение Ачинского городского суда об обязании администрации Тарутинского сельсовета создать на территории муниципального образования специализированную службу по вопросам похоронного дела

В Институт обратилась администрация Тарутинского сельсовета Ачинского района с просьбой представлять ее интересы в Красноярском краевом суде при рассмотрении жалобы на решение Ачинского городского суда Красноярского края. Городской суд постановил удовлетворить административное исковое заявление Ачинского городского прокурора и признать незаконным бездействие администрации Тарутинского сельсовета по непринятию мер по созданию на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела, а также обязать администрацию Тарутинского сельсовета создать на территории муниципального образования специализированную службу по вопросам похоронного дела.

По результатам анализа решения и обстоятельств дела сотрудники Учреждения подготовили апелляционную жалобу.

Как пояснил юрисконсульт М. В. Пенизев: «Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления. Таким образом, приведенным законом не определен порядок создания специализированных служб по вопросам похоронного дела, а следовательно, органы местного самоуправления не ограничены в правовой регламентации соответствующих вопросов.

При этом, к вопросам местного значения сельского поселения в силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится не оказание, а организация ритуальных услуг. Органы местного самоуправления в силу Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не вправе заниматься экономической деятельностью, хозяйствующими субъектами не являются.

В силу ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание муниципальных предприятий и учреждений, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения - это право, а не обязанность муниципальных образований, которые вправе в силу приведенной нормы не только создавать муниципальные организации, но и участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Более того, в силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями не только по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, но также и полномочиями на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Совокупность приведенных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что специализированная служба по вопросам похоронного дела не обязательно должна создаваться органами местного самоуправления в форме муниципальных предприятий и учреждений, в связи с чем соответствующие выводы суда первой инстанции являются неправильными.

Очевидно, что в муниципальном образовании Тарутинский сельсовет, в котором проживает менее двух тысяч человек, нецелесообразно и финансово затруднительно создание муниципального хозяйствующего субъекта — специализированной службы по вопросам похоронного дела.

14 сентября 2020 года между администрацией Тарутинского сельсовета Ачинского района Красноярского края (Заказчик) и индивидуальным предпринимателем (Исполнитель) заключен муниципальный контракт, предметом которого является предоставление Исполнителем гарантированного перечня услуг по погребению на территории Тарутинского сельсовета Ачинского района Красноярского края.

Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории Тарутинского сельсовета Ачинского района Красноярского края в соответствии с техническим заданием, руководствуясь ст. 9, 12 Федерального закона от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 №1025.

Таким образом, административный ответчик реализовал установленные законом полномочия и обязанность разрешенным законом способом путем заключения муниципального контракта с индивидуальным предпринимателем».

Указанные доводы были приняты во внимание Красноярским краевым судом. Кроме того краевым судом было отмечено, что все услуги по погребению, в том числе оказываемые в пределах гарантированного перечня, обладают свойствами товара, а соответствующая деятельность специализированных служб всегда является экономической деятельностью и, соответственно, в рассматриваемом случае с учетом статуса муниципального образования целесообразно, что она должна осуществляться на конкурентном рынке, а следовательно, предпочтительнее определять хозяйствующий субъект, наделяемый правом оказывать ритуальные услуги за счет бюджета, именно на конкурсной основе.

На возможность оказания гарантированного перечня услуг по погребению иными субъектами похоронного дела, включая индивидуальных предпринимателей, также неоднократно обращалось внимание в судебной практике. В большинстве муниципальных образований Красноярского края таким же способом определяется специализированная служба по вопросам похоронного дела.

В итоге Красноярский краевой суд признал неправильными выводы Ачинского городского суда о бездействии административного ответчика в части несоздания на территории Тарутинского сельсовета Ачинского района специализированной службы по вопросам похоронного дела и необходимости возложения на него обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Решение Ачинского городского суда Красноярского края отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск оставлен без удовлетворения.

С полным текстом апелляционного определения краевого суда вы сможете ознакомиться в разделе «Судебная практика»

 
   
ВНИМАНИЕ! Учебные материалы ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края» являются объектом авторского права Учреждения.
Присвоение авторства и незаконное использование преследуются согласно статье 146 Уголовного Кодекса РФ о Нарушении авторских и смежных прав.