Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение
 

Проектный подход в государственном и муниципальном управлении – новая тема Школы управленческого резерва

Что такое проектный подход в государственном и муниципальном управлении? Этот вопрос в России приобрел особую актуальность в 2016 году, когда в стране появились проектные офисы при органах государственной власти, проектные группы в министерствах и ведомствах, организациях и учреждениях. Чем проектный подход отличается от процессного и как он поможет представителям органов власти принимать правильные управленческие решения, - разбирались участники красноярской Школы управленческого резерва.

В качестве экспертов перед слушателями школы выступили вице-спикер Законодательного собрания Красноярского края Алексей Клешко, глава региона Виктор Толоконский, советник ректора Университета управления Правительства Москвы Алексей Потапкин.

«Наша управленческая система все еще полагается на процесс, и для многих управленцев процесс пока еще важнее результата, - отметил в своем докладе Алексей Клешко. - Если мы хотим быть современным государством, мы должны менять систему управления. Первым шагом к такому мощному изменению стало решение к внедрению программного подхода к формированию бюджетов всех уровней».

По словам Клешко, программный подход к формированию бюджета в Красноярске начали внедрять еще в середине 90-х годов 20 века. Первыми были программы, связанные с социальной помощью населению, информатизацией школьного образования, технологической модернизацией службы скорой медицинской помощи, тепло- и энергосбережением. «В тот период программ было мало, они были очень узкими, реализовывались и добивались определенного результата», - говорит вице-спикер краевого парламента. На сегодня до девяноста процентов федерального, регионального и муниципальных бюджетов носят программный характер. «Смогли ли мы в каждой программе поставить задачи, чтобы добиться их эффективного исполнения, смогли ли найти те критерии, которыми можно оценить успешность той или иной программы, того или иного проекта», - задается вопросом депутат. Он уверен, что внедрение проектного подхода в управлении означает детализацию программ до уровня проектов. «Наши государственные программы должны состоять из целого набора проектов, чтобы добиться реальных результатов. Системе управления свойственно меняться. Консервация системы управления делает ее неповоротливой, неспособной реагировать на вызовы», - считает Алексей Клешко. Сегодня, по его мнению, успешными могут быть только те проекты, в которые на всех этапах – от разработки до подведения итогов – вовлечено население.

Эксперт Школы управленческого резерва Алексей Потапкин на конкретных примерах продемонстрировал слушателям различия между проектным (в большей степени предполагает творчество) и процессным подходами (некая шаблонная и зарегламентированная процедура).

Эксперт отметил, что проект всегда предшествует процессу, запускает процесс. «Проект – это развитие или внедрение, а процесс – это эксплуатация», - сказал Алексей Потапкин. При этом, как и Алексей Клешко, Потапкин уверен, что эффективность проекта определяется продуманностью задач и критериев оценки результата. «Госуправление, как автомат Калашникова, оно хорошо с точки зрения исполнения. Если его в нужную сторону навести и нажать вовремя курок, он будет стрелять, система работает, она заточена на исполнение. Но если вы ее навели не туда, поставили не ту цель, то и получите не то. Поэтому важно все тщательно продумать, со всеми согласовать», - уверен Потапкин. Согласованность и грамотно построенная матрица коммуникации – это также необходимые условия успешности проекта.

Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский в своем выступлении отметил, что переход на проектный принцип управления – это структурная и организационная перестройка управленческого процесса в государственных и муниципальных органах власти, необходимая для того, чтобы повысить качество и эффективность управления, больше внимания уделять перспективному развитию территории.

«Создавая проектные группы, проектные офисы, ставя большое количество задач развития, мы должны усилить концентрацию управленческих ресурсов на развитии. Я надеюсь, что нам удастся и структурно, и организационно, и по компетенциям, и по механизмам работы усилить это направление работы, которое я называю развитием, - сказал губернатор слушателями школы. – Мы приняли приоритетные направления, которые утверждены руководителем государства. Выделено 11 направлений, сейчас разрабатываются конкретные проекты. Наиболее масштабные из них в Красноярском крае – это Универсиада, экологическое оздоровление, глубокая переработка первичных ресурсов: руды, леса, зерна».

По словам губернатора, управление в целом – это творческий процесс. «Творите, не успокаивайтесь. Какими бы мы сейчас образованными ни были, жизнь настолько быстро меняется, что нужно все время что-то новое. Активизируйте свое сознание, укрепляйте свою свободу, свободу творчества, свободу мышления, свободу действия. Когда мы свободны, мы ответственны», - подчеркнул Виктор Толоконский.

Напомним, сегодня переориентации на проектный принцип управления уделяется большое внимание на всех уровнях власти. Так, в Красноярском крае организовано управление проектной деятельности, созданы Совет и президиум Совета при Губернаторе края по стратегическому развитию и приоритетным проектам. В Школе управленческого резерва проектное управление станет центральной темой 2017 года.

Для справки: Школа управленческого резерва – проект по подготовке участников регионального и муниципальных резервов управленческих кадров – работает с 2010 года. За это время выпускниками школы стали около 350 представителей органов государственного и муниципального управления, бизнеса, предприятий и организаций. В 2015 году проект «Школа управленческого резерва» был удостоен награды во всероссийском конкурсе «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе», проводимом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Оператором проекта является ККГБУ ДПО «Институт муниципального развития». Подробная информация – на сайте krasimr.ru.

Фото с открытия школы управленческого резерва - в наших группах в социальных сетях: 

https://vk.com/albums-116033518;

https://www.facebook.com/groups/441544679214530/

 
   
ВНИМАНИЕ! Учебные материалы ККГБОУ ДПО (ПК) «Институт муниципального развития» являются объектом авторского права Учреждения.
Присвоение авторства и незаконное использование преследуются согласно статье 146 Уголовного Кодекса РФ о Нарушении авторских и смежных прав.