Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение
 

В нормативных правовых актах ОМСУ Красноярского края снизилось количество коррупциогенных факторов. Данные за 9 месяцев 2017 год

Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления губернатора края по безопасности, профилактике коррупционных и иных правонарушений представил обзор результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов ОМСУ, проектов  правовых актов за 9 месяцев 2017 года.

Экспертизу проводила региональная прокуратура. За 9 месяцев 2017 года на коррупциогенность проверено 21447 (аналогичный период 2016 года – 24827) нормативных правовых актов и 20779 (аналогичный период 2016 года – 21056) их проектов. В ходе проверок выявлено 1274 (аналогичный период 2016 года – 1420) нормативных правовых акта, содержавших коррупциогенные факторы. При этом в анализируемом периоде количество выявленных нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, уменьшилось на 11%.

Кроме того, принесено 1192 (аналогичный период 2016 года – 1183) протеста, внесено 66 (аналогичный период 2016 года – 66) требований об изменении нормативных правовых актов, 3 (аналогичный период 2016 года – 21) представления, 5 информаций, в суд направлено 24 (аналогичный период 2016 года – 12) заявления. Всего в результате прокурорского надзора коррупциогенные факторы исключены из 1075 (аналогичный период 2016 года – 1082) нормативных правовых актов.

Также органами прокуратуры края проводилась работа по исключению коррупционных норм из проектов нормативных правовых актов. В органы государственной власти края и местного самоуправления направлено 692 (аналогичный период 2016 года – 538) письма с замечаниями, в результате рассмотрения которых коррупциогенные нормы исключены из 519 (аналогичный период 2016 года – 428) проектов.

Наибольшее число коррупциогенных фактов в нормативных правовых актах выявлено в сфере законодательства о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, о государственной и муниципальной службе, о государственной и муниципальной собственности, а также в сферах бюджетного и природоохранного законодательства.

По-прежнему наиболее часто выявлялись коррупциогенные факторы, позволяющие должностным лицам действовать по собственному усмотрению, связанные с широтой дискреционных полномочий, выборочным изменением объема прав, принятием нормативного правового акта за пределами компетенции, отсутствием или неполнотой административных процедур. Имеют место нормы, содержащие завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права, юридико-лингвистическую неопределенность.

Сотрудничество с институтами гражданского общества и с иными субъектами антикоррупционной экспертизы помогло своевременно выявить коррупциогенные факторы в ряде нормативных правовых актов и исключить их посредством принятия мер прокурорского реагирования.

Например, рассмотрено заключение независимого эксперта Глискова А.А. о наличии коррупциогенных факторов в Положении об аккредитации представителей средств массовой информации при Минусинском городском Совете депутатов, утвержденном решением Минусинского городского Совета депутатов от 05.12.2016 № 43-314р.

По результатам антикоррупционной экспертизы на указанный нормативный акт органами прокуратуры принесен протест в связи с его несоответствием положениям Федерального закона «О средствах массовой информации» и наличием в нем коррупциогенных факторов – широта дискреционных полномочий, принятие акта за пределами компетенции, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, юридико-лингвистическая неопределенность, который в настоящее время рассматривается.

Также, с учетом информации Уполномоченного по защите прав предпринимателей края, проведена антикоррупционная экспертиза постановления администрации г. Красноярска от 12.09.2013 № 471 «Об утверждении Порядка выявления и демонтажа установленных с нарушением определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории города Красноярска», в результате которой установлено, что положения Порядка о возврате временных сооружений владельцу не отвечают требованиям ясности правовой нормы, содержат коррупциогенные факторы. В адрес главы г. Красноярска внесено требование об изменении указанного акта с целью исключения коррупциогенных факторов (широта дискреционных полномочий, отсутствие или неполнота административных процедур), которое рассмотрено.

Анализ причин включения коррупционных норм в муниципальные акты и их проекты показал, что в основном, по-прежнему, наличие коррупциогенных факторов связано с некачественным проведением правовой и антикоррупционной экспертизы ответственными должностными лицами органов местного самоуправления.

 
   
ВНИМАНИЕ! Учебные материалы ККГБОУ ДПО (ПК) «Институт муниципального развития» являются объектом авторского права Учреждения.
Присвоение авторства и незаконное использование преследуются согласно статье 146 Уголовного Кодекса РФ о Нарушении авторских и смежных прав.