Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение
 

Проблемные вопросы в сфере похоронного дела. Поиск решений.

Действующее законодательство о погребении и похоронном деле возлагает на органы местного самоуправления обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела. Вместе с тем в законе отсутствует само понятие «специализированной службы по вопросам похоронного дела», что в свою очередь порождает различные точки зрения к толкованию соответствующего объема полномочий органов местного самоуправления в указанной сфере и различную позицию судов относительно данного вопроса.

Так, в последнее время участились обращения в суд органов осуществляющих надзор за соблюдением законодательства органами местного самоуправления с требованиями о понуждении последних создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. Основными доводами, обосновывающими указанные требования, является отсутствие на территории муниципального образования учрежденных органами местного самоуправления юридических лиц, реализующих в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» обязанность по осуществлению погребения умерших.

Совсем недавно специалисты Учреждения приняли участие в таком деле, представляя интересы администрации Рощинского сельсовета Уярского района в Красноярском краевом суде, при обжаловании состоявшегося решения суда первой инстанции об удовлетворении требований контрольно-надзорного органа создать на территории сельсовета специализированную службу по вопросам похоронного дела.

При этом следует отметить, что решением Уярского районного суда требования прокуратуры к административному ответчику (администрации сельсовета) были удовлетворены в полном объеме.

Целесообразность обжалования решения районного суда была обусловлена проведенным анализом многочисленных судебных постановлений других регионов России, которые сформировали однородную судебную практику по подобным делам.

Ключевые доводы, положенные в основу апелляционной жалобы на решение Уярского районного суда, заключались в том, что положениями Федерального закона о погребении и похоронном деле установлено, что услуги по погребению умерших могут оказываться и иными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в этой сфере, при этом согласно Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых, то есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности, путем формирования и размещения муниципального заказа.

Более того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, краевой суд указал, что прокурором не представлено доказательств, подтверждающих, что бездействием администрации Рощинского сельсовета допущено нарушение прав граждан на получение гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, а именно обращений к прокурору с жалобами в данной сфере на отказ в предоставлении указанных услуг организациями, предоставляющими ритуальные услуги.

Таким образом, отсутствие формально созданной специализированной службы по вопросам похоронного дела не может само собой повлечь нарушение прав граждан на получение гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе.

С полным текстом апелляционного определения Красноярского краевого суда вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе «Судебная практика».

 
   
ВНИМАНИЕ! Учебные материалы ККГБОУ ДПО (ПК) «Институт муниципального развития» являются объектом авторского права Учреждения.
Присвоение авторства и незаконное использование преследуются согласно статье 146 Уголовного Кодекса РФ о Нарушении авторских и смежных прав.