Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение
 

Минсагит Шакиров: Нельзя сделать людей счастливыми без их участия


Республику Татарстан сегодня многие называют флагманом в реализации программы поддержки местных инициатив. Как этому субъекту РФ удалось привлечь весьма значительное число людей к участию в самоуправлении? Об этом нам удалось поговорить с представителем Cовета муниципальных образований Татарстана Минсагитом Шакировым, который стал участником недавнего VII Сибирского муниципального форума.

 — Когда заходит речь о программах поддержки местных инициатив, все сразу вспоминают о Татарстане. У вас есть какие-то секретные ноу-хау, неизвестные вашим коллегам из других регионов?

— Ничего такого, чего бы не было у других, у нас нет. Людей по всей стране волнуют одни и те же проблемы: дороги, водоснабжение, строительство и ремонт социальных объектов. Но в таких объёмах, как у нас, местные инициативы по их разрешению нигде не реализуются.

Например, в 2016 году в России из всех денег, выделенных населением для реализации местных инициатив, 86 процентов были собраны в Татарстане. Напомню, в стране 85 субъектов федерации, и именно мы обеспечиваем 86 процентов всех сборов. К слову, родоначальниками этой идеи — привлекать население для выбора и софинансирования каких-либо важных для жителей проектов — вообще-то являются пермяки. Я общался с представителем Пермского края. У них в этом году заложено в бюджет на поддержку местных инициатив порядка 77 миллионов рублей. А в Татарстане миллиард. Пермяки говорят: у нас эта идея застопорилась и дальше не идёт. Потому что население не приветствует. А в Татарстане она реализуется с 2013 года. При этом участие в софинансировании принимает 96 процентов наших муниципалитетов. И чтобы было удобно гражданам и избирательным комиссиям, чтобы меньше затрачивать средств, мы проводим все местные референдумы, на которых и определяются проекты для софинансирования, в один день. Такую модель практикуем уже два года.

— А сколько средств в рублях удаётся привлечь от населения и из бюджета для финансирования проектов в рамках местных инициатив?

— В первый год реализации подобной программы жители всех муниципальных образований — участников программ собрали три миллиона 800 тысяч рублей, а в этом году сдали почти 200 миллионов. Со стороны республиканского бюджета идёт софинансирование один к четырём. Таким образом, на 200 миллионов, собранных людьми, мы получили ещё 800 бюджетных — вот и целый миллиард собрали. А на следующий год в республиканском бюджете заложен миллиард поддержки. Это значит, что, если мы сможем собрать ещё 250 миллионов, проекты будут поддержаны.

— Как всё-таки удалось этого достичь? Ведь часто говорят, что люди инертны. Не хотят участвовать в самоуправлении, принимать какие-либо самостоятельные решения и уж тем более заниматься софинасированием.

— Главное, чтобы они увидели эффект. Но прежде надо, чтобы люди сами определили, на что они хотели бы потратить свои деньги. Исходя из опыта, наши приоритеты таковы. Первое — благоустройство кладбищ. Второе — дороги. Далее — благоустройство населённых пунктов. Родники. Детские площадки. Водопроводы. Вот основная часть денег — 90 с лишним процентов уходит на эти несколько направлений. Самая большая доля — на дороги. Всё-таки кладбище — это одномоментное благоустройство, а водопроводы и дороги нужно постоянно поддерживать в хорошем состоянии. Это — вечное.

Детских площадок надо создавать всё больше и больше. Спортивных — больше и больше. Благоустройство, озеленение, скверы — вокруг этих проблем всё и вертится.

— Но это действительно одинаково у всех. И жители любого региона хотят, чтобы у них были нормальные дороги и детские площадки.

— Здесь есть одна интересная деталь. У нас существует 37 республиканских программ, по которым финансирование — порядка 10 миллиардов. А население об этом почти ничего не знает. Допустим, они знают, что в этом году ремонтируется дом культуры. Ну и пусть себе ремонтируется. На следующий год — ремонтируют дорогу. Конечно, хорошо, но за живое не задевает.

Но когда человек свой рубль положил, он спросит, кто это делает, во сколько это обходится, а где тут мои деньги? И потом уже не позволит, чтобы по этой дороге проезжал гусеничный трактор, ведь там и его деньги лежат. Неважно, большие они или маленькие, главное он принял участие. Вот это и есть вовлечение людей в самоуправление.

Конечно же, работу по привлечению средств населения к программам того же благоустройства простой не назовёшь. Есть и противники подобного подхода. В среднем во время референдума, который обязательно проводится при реализации подобных программ, процент явки около семидесяти. Кто-то вообще не приходит, кто-то не поддерживает. Одним просто денег жалко. Другие считают, что для них всё должно делать государство. Есть и те, кто никогда ни с чем не согласен. И с этим надо работать.

А с другой стороны, подобные программы действительно сближают местные власти и жителей. И дело не в суммах. Ведь что такое 200 миллионов для бюджета Татарстана, который составляет 200 миллиардов? Всего один процент.

— И тем не менее людей удаётся увлечь?

— Вы никогда не задумывались, как смогла небольшая кучка большевиков захватить власть? Они сделали такие заявления, которые хотели слышать люди. Крестьянам — земля, рабочим — фабрики и всем вообще — общество без классов и сословий, с широкими возможностями для всех. Знаменитая фраза “Каждая кухарка может управлять государством” как раз и выражает этот принцип. Народ поверил и пошёл за большевиками.

Этого хватило до 1940-х годов. Избирали депутатов, делегатов, и это был вполне реальный выбор — люди считали, что именно они реализуют принцип управления государством…

Посмотрите, что происходит сегодня. Всё меньше людей приходит на выборы. Потому что у многих складывается впечатление, что от их голоса ничего не зависит. А программа местных инициатив разрушает этот не самый лучший стереотип. Люди видят, что принятые ими решения реально меняют жизнь к лучшему. Более того, они сами становятся участниками этих изменений. И, считая это своим делом, человек по-хозяйски бережно относится к отремонтированной дороге или детской площадке. Что интересно, постепенно люди начинают считать своим не только то, что построено или отремонтировано с участием их денег, но и вообще всё, что находится на территории муниципалитета.

К сожалению, пока мы видим только первые ростки этого. Поэтому, выступая на форуме, я сказал: “У нас нет местного самоуправления. У нас есть местное управление”. Когда больше половины граждан, проживающих на территории муниципального образования, будут воспринимать муниципальные дела как свои, кровные, вот тогда и можно будет говорить о местном самоуправлении.

Парадоксально, но можно вкладывать огромные средства, а люди просто не замечают этого. Самый замечательный пример — Советский Союз, где 70 лет пытались сделать людей счастливыми без их участия. Истратили на это колоссальные ресурсы. Достигли, казалось бы, выдающихся успехов. И в экономике, и в развитии науки, и в культуре. Но если бы люди считали это всё своим, разве они дали бы всё это растащить? Вот если бы те же самые сознательные коммунисты (а вспомните, в стране было 19 миллионов членов КПСС) вышли на улицы и сказали: “Не позволим”, кто смог бы справиться с такой силой? Сейчас мы, бывшие коммунисты, зачастую во всём обвиняем Горбачёва. Но это неправильно. А где были мы сами?

В ТЕМУ

Программа поддержки местных инициатив является частью государственной программы “Содействие развитию местного самоуправления”. Её цель — повышение эффективности решения проблем местного уровня за счёт активного вовлечения населения и бизнеса, в том числе финансового, в решение проблем местных сообществ. Основное условие программы: все проекты софинансируются государством и самими гражданами.

Пилотный проект госпрограммы по поддержке местных инициатив в Красноярском крае стартовал в 2016 году и охватывает пока шесть районов: Балахтинский, Большемуртинский, Емельяновский, Краснотуранский, Новосёловский, Сухобузимский. Программа предполагает в 2017 году объём финансирования из бюджета края в размере 60 миллионов рублей. 

 
   
ВНИМАНИЕ! Учебные материалы ККГБОУ ДПО (ПК) «Институт муниципального развития» являются объектом авторского права Учреждения.
Присвоение авторства и незаконное использование преследуются согласно статье 146 Уголовного Кодекса РФ о Нарушении авторских и смежных прав.