Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение
 

Как помочь главам сельсоветов, решали на IX Сибирском муниципальном форуме


Как помочь главам сельсоветов, решали на IX Сибирском муниципальном форуме

В нем приняли участие 320 делегатов из 22 регионов России. В качестве экспертов выступали представители совета при президенте России, Министерства труда и социальной защиты РФ, Всемирного банка, Нотариальной палаты Красноярского края. В этом году темой форума стал «Институциональный подход к развитию муниципалитетов». Сообщество обсуждает институты и инструменты, которые помогают муниципальному самоуправлению (МСУ) выполнять свои задачи, повышать качество работы. Ведь это самый близкий к населению уровень власти, и люди в первую очередь от нее ждут помощи.

Полезный сервис

В этом году форум совпал с празднованием 15-летия «Института муниципального развития» – учреждения, которое как раз и занимается содействием развитию местного самоуправления через предоставление информационных, консультационно-методических, образовательных, правовых услуг местным сообществам. Это настоящая палочка-выручалочка для МСУ, и опыт краевого института востребован в других регионах страны. Директор института Алексей Менщиков отметил, что 15 лет назад необходимость в такой поддержке муниципалитетам хорошо понимали Алексей Клешко, безвременно ушедший от нас, и Сергей Пономаренко. Они как раз стояли у истоков создания «Института муниципального развития». Сегодня учреждение идет вперед, модернизируется, чтобы быть максимально полезным для сельсоветов – разъяснять, учить, сопровождать. Но самым животрепещущим вопросом местного самоуправления остается финансовый. Ведь чтобы обеспечить качество жизни в поселках и малых городах края, нужны средства. Как можно выполнять свои полномочия – содержать дороги в порядке, улицы в чистоте, обеспечить людей чистой водой, транспортом, связью, если доход местного бюджета сущие копейки?

В Красноярском крае, как и во многих других регионах, большая часть муниципалитетов – дотационные и глубоко дотационные. Уровень обеспеченности муниципальных образований имеет огромные диспропорции. Так, Красноярск зарабатывает 70 % необходимых для жизни средств. Ачинск – чуть больше половины. А вот чтобы в Тюхтетском и Саянском районах не наступил финансовый, а значит, и социальный коллапс, необходимо дотировать до 85 % местного бюджета. И в правительстве края, и на площадке форума тема межбюджетных отношений активно обсуждается. Задача в том, чтобы в территориях оставалось больше средств для решения вопросов местного значения. Но нужно помнить, что краевой бюджет несет бóльшую часть ответственности за выполнение социальных обязательств государства в тех же поселках и городах.

Наполнить бюджеты

Егор Васильев, министр экономики и регионального развития Красноярского края, на площадке форума рассказал, как муниципалитеты смогут зарабатывать. Региональный проект «Локальная экономика» как раз ставит целью выравнивание экономического уровня развития муниципальных образований. Для этого нужно обеспечить эффективное размещение производств, сохранить те отрасли в районах края, которые принесут сотни и тысячи рабочих мест. При этом людям не нужно будет бросать свои поселки и далеко переезжать. Разработчики проекта проанализировали возможности территорий и, исходя из показателей, условно разделили их на три группы. Первая объединяет 16 муниципальных образований, требующих ускоренного экономического развития.

– С точки зрения применения специальных подходов поддержки и стимулирования экономического развития особенно важна первая группа. Эти муниципальные округа характеризуются отсутствием явной специализации и очень низкой производительностью, – рассказал Егор Васильев.

Во вторую группу вошли города и районы края, где производственный потенциал был утрачен. Для его восстановления планируется выстроить межмуниципальные производственно-технологические цепочки, усилить кооперацию, создать территории опережающего социально-экономического развития. Третья группа объединила муниципальные округа с устойчивым экономическим развитием.

И в правительстве края, и на площадках форума активно обсуждается тема межбюджетных отношений. Задача в том, чтобы в территориях оставалось больше средств для решения вопросов местного значения

ОПЫТ

Яркие практики на местах

Закон края «О государственной поддержке местного самоуправления» – один из главных инструментов развития местного самоуправления. Он создавался на основе результатов работы государственной программы «Содействие развитию местного самоуправления». Ее часть – «Программа поддержки местных инициатив» (ППМИ), которая, в свою очередь, выросла из грантовой программы «Жители края – за чистоту и благоустройство». Благодаря новым подходам жители получили больше возможностей сделать свои поселки лучше. Они могут больше влиять на выбор объекта, определять объем средств и перечень работ.

Самыми яркими практиками программы стали:

– проект «Территория энергосбережения» Сухобузимского сельсовета: установлено самое большое количество светильников;

– проект ремонта водовода Чистопольского сельсовета Балахтинского района: жители сделали самый большой вклад, собрав более 108 тысяч рублей (по сто рублей с каждого совершеннолетнего);

– проект по ремонту Дома культуры поселка Большая Мурта: он стал самым дорогим по итогам 2017 года (жители собрали более 2 млн рублей).

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В 2017 году из краевого бюджета на ППМИ было выделено 60 млн рублей, в 2018-м – 100 млн рублей. В 2019 году запланировано выделить 120 млн рублей.

КОММЕНТАРИИ

Сергей ПОНОМАРЕНКО

первый заместитель губернатора, руководитель администрации губернатора Красноярского края

– Мы объединили муниципальное сообщество Красноярского края и страны от Крыма до Якутии. Опыт форумов показал, что дискуссии по совершенствованию деятельности МСУ, вопросам правоприменения, территориальному устройству не прекращаются. В этом году ключевой темой будет инициативное бюджетирование. Это возможность для муниципалитетов привлекать дополнительные средства на реализацию местных полномочий. По итогам наших форумов депутаты Государственной думы неоднократно вносили поправки в федеральные законы, поэтому считаю, что дискуссия всегда очень полезна. Мы обсуждаем и возможности изменения законодательства о местном самоуправлении в стране. За время своего действия Сибирский форум стал основным профильным мероприятием и главной диалоговой площадкой для муниципального сообщества. Это площадка по обмену опытом, наработками, успешными практиками. А что касается жителей, то и они косвенно ощущают положительные перемены, когда главы поселений, районов обретают новые знания и умения. Ведь вопросы местного значения решаются быстрее, эффективнее, что, несомненно, важно для всех жителей Красноярского края.

Павел ГРЫЗУНОВ

глава администрации Уярского района

– Для меня как руководителя очевидно, что в нашем районе нужно укреплять взаимодействие с поселениями. Много сложностей возникает при реализации муниципальных полномочий. Мы оказываем поддержку сельсоветам, помогаем готовить документы. Известно, что одна из главных проблем в местном самоуправлении – дефицит профессиональных кадров. Поэтому важная сторона нашего сотрудничества с «Институтом муниципального развития» – это поиск и подготовка специалистов. Мы участвуем в Сибирском муниципальном форуме, чтобы повысить уровень знаний, получить новые компетенции, найти оптимальный путь решения сложных вопросов.

 
   
ВНИМАНИЕ! Учебные материалы ККГБОУ ДПО (ПК) «Институт муниципального развития» являются объектом авторского права Учреждения.
Присвоение авторства и незаконное использование преследуются согласно статье 146 Уголовного Кодекса РФ о Нарушении авторских и смежных прав.