Обзор изменений законодательства
в сфере местного самоуправления с 28.06.2021 по 05.07.2021
(материал подготовлен с использованием системы Консультант Плюс)
1.Федеральный закон от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности
контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Полномочия контрольно-счетных органов муниципального
образования
закреплены в новой редакции, а
именно:
организация
и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств
местного бюджета, а также иных средств в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
проверка
и анализ обоснованности показателей проекта местного бюджета;
·проведение
аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным
законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
·оценка
эффективности формирования муниципальной собственности, управления и
распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного
порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой
собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной
деятельности);
·проведение
оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения местного
бюджета в текущем финансовом году, ежеквартальное представление информации о
ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и
экспертно-аналитических мероприятий в представительный орган муниципального
образования и главе муниципального образования;
·осуществление
контроля за состоянием муниципального внутреннего и внешнего долга;
·оценка
реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического
развития муниципального образования, предусмотренных документами
стратегического планирования муниципального образования, в пределах компетенции
контрольно-счетного органа муниципального образования.
Контрольно-счетный орган муниципального
района или городского округа с внутригородским делением также осуществляет
контроль за законностью и эффективностью использования средств бюджета
муниципального района, бюджета городского округа с внутригородским делением,
поступивших соответственно в бюджеты поселений, входящих в состав данного
муниципального района, бюджеты внутригородских районов, входящих в состав
данного городского округа с внутригородским делением.
Внешний государственный и муниципальный
финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:
ü
в
отношении органов государственной власти и государственных органов, органов
территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления
и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных
предприятий соответствующего субъекта РФ (муниципального образования), а также
иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной
(муниципальной) собственности соответствующего субъекта РФ (муниципального
образования);
ü
в
отношении иных лиц в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской
Федерации и другими федеральными законами.
Руководители проверяемых органов и
организаций обязаны обеспечивать соответствующих должностных лиц
контрольно-счетных органов, участвующих в контрольных мероприятиях,
оборудованным рабочим местом с доступом к справочным правовым системам,
информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
При осуществлении внешнего
государственного и муниципального финансового контроля контрольно-счетным
органам предоставляется необходимый для реализации их полномочий постоянный
доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии
с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите
информации, законодательством РФ о государственной и иной охраняемой законом
тайне.
Контрольно-счетные органы вправе на основе
заключенных соглашений о сотрудничестве и взаимодействии привлекать к участию в
проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольные,
правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной
основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и
организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков.
Настоящий Федеральный закон вступает в
силу по истечении девяноста дней после дня его официального
опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января
2022 года.
2. Федеральный закон от 01.07.2021 №
282-ФЗ
«О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации»
Расширяются
процессуальные полномочия органов прокуратуры в целях повышения эффективности
судебной защиты нарушенных имущественных прав государства при исполнении
государственного оборонного заказа, в частности, прокурор наделяется правом
обращаться в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок,
совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при
выполнении государственного оборонного заказа, а также при поставке товаров,
выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд
независимо от наличия в их уставном капитале (фонде) доли участия Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, и
применении последствий их недействительности, а также о возмещении причиненного
ущерба.
3. Федеральный закон от 01.07.2021 №
243-ФЗ
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации» и статью 271 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации»
Закреплена
возможность регистрации граждан, относящихся к коренному малочисленному народу и
ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни, в одном из муниципальных
образований по их выбору, в границах которых проходят маршруты кочевий.
Установлено, что регистрация по месту
жительства гражданина РФ, относящегося к коренному малочисленному народу РФ,
ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он
постоянно или преимущественно проживает, осуществляется в одном из
муниципальных образований (по выбору данного гражданина), в границах которого
проходят маршруты кочевий данного гражданина, по адресу местной администрации
или территориального органа местной администрации (при его наличии) указанного
муниципального образования с учетом перечня мест традиционного проживания и
традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов,
утвержденного Правительством РФ.
Также определено, что к заявлению об
усыновлении ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам
Российской Федерации, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не
имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают, прилагаются, в
том числе, документы, подтверждающие ведение этими гражданами кочевого и (или)
полукочевого образа жизни, выданные органом местного самоуправления
соответствующего муниципального образования, и документы, подтверждающие их
регистрацию по месту жительства в одном из муниципальных образований (по выбору
этих граждан), в границах которого проходят маршруты их кочевий, по адресу
местной администрации или территориального органа местной администрации (при
его наличии) указанного муниципального образования.
4. Федеральный
закон от 02.07.2021 № 348-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении»
Устранена правовая неопределенность относительно определения
органом местного самоуправления единой теплоснабжающей организации в отношении
бесхозяйных источников тепловой энергии.
Предусмотрено, в
частности, что орган местного самоуправления поселения, городского округа
или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти
города Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить
проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения
требованиям безопасности, проверки наличия документов, необходимых для
безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган
регистрации прав, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения,
а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта
теплоснабжения.
До даты
регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган
местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа
либо уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, Санкт-Петербурга
или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта
теплоснабжения.
В течение тридцати
дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта
теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие с требованиями
безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной
эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности
на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения,
городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган
исполнительной власти города Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан
определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно
соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения,
либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую
входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными
объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и
обслуживание указанных объектов теплоснабжения, если органом государственного
энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных
объектов теплоснабжения. Бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении
которого принято решение об определении организации по содержанию и
обслуживанию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения.
5. Федеральный
закон от 01.07.2021 № 257-ФЗ
«О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О бесплатной юридической
помощи в Российской Федерации»
В рамках оказания гражданам бесплатной юридической помощи закреплена обязанность
органов местного самоуправления направлять письменный ответ на
соответствующий запрос государственного юридического бюро, которое вправе направлять
официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов вопросам о
предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для
оказания гражданам бесплатной юридической помощи.
Ответ на запрос
должен быть дан в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях,
требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых
сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней,
при этом в адрес государственного юридического бюро, направившего указанный
запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения запроса
государственного юридического бюро.
Требования к
форме, порядку оформления и направления запроса государственного юридического
бюро определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в
области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.
В предоставлении
государственному юридическому бюро запрошенных сведений может быть отказано в
случае:
их отсутствия у
субъекта запроса;
нарушения
требований к форме, порядку оформления и направления запроса;
отнесения законом
запрашиваемых сведений к информации с ограниченным доступом.
Неправомерный
отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено
федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений, предоставление
заведомо недостоверных сведений влекут ответственность, установленную
законодательством РФ.
6. Федеральный
закон от 01.07.2021 № 289-ФЗ
«О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Закреплена обязательность размещения материалов по вопросам, которые
выносятся на публичное слушание и (или) общественное обсуждение, на официальном
сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет».
Установлено, что
порядок организации и проведения публичных слушаний должен предусматривать
заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и
месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом
муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на
официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» или на
официальном сайте субъекта РФ или муниципального образования, а также
возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и
предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта,
в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие
жителей в публичных слушаниях, опубликование (обнародование) результатов
публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том
числе посредством их размещения на официальном сайте.
Кроме того,
предусматривается, что для размещения указанных материалов и информации,
обеспечения возможности представления жителями своих замечаний и предложений, а
также для участия жителей в публичных слушаниях может использоваться
федеральная государственная информационная система «Единый портал
государственных и муниципальных услуг (функций)».
7. Федеральный закон от 02.07.2021 №
304-ФЗ
«О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16
Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации»
С 1 января 2022 года вступят в силу изменения, реформирующие систему
лесоустройства, а именно:
закреплена функция
лесоустройства как информационной основы лесного планирования, государственной
инвентаризации лесов, ведения государственного лесного реестра, оценки лесов;
закреплен статус
лесоустроительной документации как первичного источника сведений о лесах, их
количественных и качественных характеристиках, закреплена возможность
подготовки соответствующей документации в электронной форме;
вводится единый
федеральный план работ по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на
землях лесного фонда, с учетом зон интенсивного использования лесов;
установлены
требования к периодичности проведения лесоустройства в зависимости от вида
лесов (защитные, эксплуатационные, резервные) и степени интенсивности их
освоения;
вводится правовой
институт отвода и таксации лесосек, предшествующих проведению лесосечных работ
и рубок лесных насаждений;
определены
полномочия государственных заказчиков и исполнителей лесоустроительных работ на
землях лесного фонда;
введены
квалификационные требования к лицам, выполняющим работы и оказывающим услуги по
лесоустройству, отводу и таксации лесосек. Право на их выполнение получат
специалисты, включенные в специальный реестр;
установлено, что
древесина, заготовленная государственными (муниципальными) учреждениями, в том
числе при проведении мероприятий по сохранению лесов, реализуется на
организованных торгах;
четко разграничены
полномочия
органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере
лесоустройства с учетом категорий земель, на которых расположены леса, в том
числе, за органами местного самоуправления закреплены полномочия по образованию
и установлению границ лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов.
Кроме того, в
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены следующие
изменения:
1)
часть 1 статьи 14 дополнить пунктами 20.1 и 20.2 следующего содержания:
«20.1)
принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их
составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов
поселения, установлении и изменении их границ, а также осуществление разработки
и утверждения лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях
населенных пунктов поселения;
20.2)
осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на
землях населенных пунктов поселения;»;
2)
часть 1 статьи 16 дополнить пунктами 26.2 и 26.3 следующего содержания:
«26.2)
принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их
составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов
муниципального, городского округа, установлении и изменении их границ, а также
осуществление разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов
лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов;
26.3)
осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на
землях населенных пунктов муниципального, городского округа;».
8. Постановление Правительства РФ от
30.06.2021 № 1080
«О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических
сооружений»
Актуализировано положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности
гидротехнических сооружений
Предметом государственного надзора
является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в
процессе осуществления деятельности по эксплуатации, капитальному ремонту,
консервации и ликвидации гидротехнических сооружений требований к обеспечению
безопасности гидротехнических сооружений, установленных Федеральным законом «О
безопасности гидротехнических сооружений» и принимаемыми в соответствии с ним
иными нормативными правовыми актами РФ, а также соблюдение изготовителем,
исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом
требований, установленных статьями 36, 38 - 40 Федерального закона «Технический
регламент о безопасности зданий и сооружений», в части зданий и сооружений
гидротехнических сооружений.
Гидротехнические сооружения в зависимости
от их высоты и типа грунта оснований, назначения и условий эксплуатации,
максимального напора на водоподпорное сооружение и последствий возможных
гидродинамических аварий подразделяются на классы в соответствии с критериями классификации,
установленными Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2020 г. № 1607 «Об
утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений».
В зависимости от класса эксплуатируемого
гидротехнического сооружения проведение плановых выездных проверок юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические
сооружения, осуществляется со следующей периодичностью:
в отношении гидротехнических сооружений I
или II класса - не чаще одного раза в год;
в отношении гидротехнических сооружений
III класса - не чаще одного раза в 3 года.
В отношении гидротехнических сооружений IV
класса плановые проверки не проводятся.
В случае соответствия юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения,
критериям оценки добросовестности, устанавливается следующая периодичность
проведения плановых выездных проверок:
в отношении гидротехнических сооружений I
или II класса - не чаще одного раза в 2 года;
в отношении гидротехнических сооружений
III класса - не чаще одного раза в 4 года.
Ключевыми
показателями результативности и эффективности осуществления государственного
надзора являются:
ü
снижение
количества аварий, произошедших на гидротехнических сооружениях;
ü
снижение
количества случаев со смертельным исходом в результате аварий, произошедших на
гидротехнических сооружениях;
ü
снижение
количества лиц, травмированных в результате аварий, произошедших на
гидротехнических сооружениях.
Признается
утратившим силу Постановление Правительства РФ от 27 октября 2012 г. № 1108 «О
федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических
сооружений».
9. Постановление
Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081
«О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)»
Актуализировано положение о федеральном государственном земельном
контроле (надзоре).
Предметом
государственного земельного надзора являются:
соблюдение
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами
государственной власти и органами местного самоуправления обязательных
требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение
которых законодательством РФ предусмотрена административная ответственность;
соблюдение
обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами
государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по
распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной
или муниципальной собственности.
Объектом
государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений
(земли, земельные участки или части земельных участков), а также деятельность
органов государственной власти и органов местного самоуправления по
распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или
муниципальной собственности.
Органы
государственного надзора (их территориальные органы) осуществляют
государственный земельный надзор на основе управления рисками причинения
вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Проведение
плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении земельных участков в
зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей
периодичностью:
для земельных
участков, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще чем один раз в 3
года и не реже чем один раз в 6 лет;
для земельных
участков, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще чем один раз в 5
лет и не реже чем один раз в 6 лет.
При отсутствии
решения об отнесении земельных участков к категориям риска такие участки
считаются отнесенными к низкой категории риска, в отношении которых плановые
контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В приложениях
приведены:
критерии отнесения
используемых гражданами, юридическими лицами и (или) индивидуальными
предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к
определенной категории риска;
критерии отнесения
земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения к определенной
категории риска;
критерии отнесения
используемых контролируемыми лицами земельных участков, правообладателями
которых они являются, к определенной категории риска.
Признается
утратившими силу Постановление Правительства РФ от 2 января 2015 года № 1 «Об
утверждении Положения о государственном земельном надзоре», с внесенными в него
изменениями.
10. Минтрудом России подготовлен обзор типовых
ситуаций, касающихся соблюдения требований к служебному поведению и
урегулированию конфликта интересов
В обзоре обобщены
результаты мониторинга применения мер по предотвращению и урегулированию
конфликта интересов в государственных органах и органах местного
самоуправления, Банке России, иных организациях, на работников которых
распространяются положения статей 10 и 11 Федерального закона от 25 декабря
2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе решений
соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и
урегулированию конфликта интересов.
Отмечается, что конфликт
интересов является оценочной категорией, при которой необходимо уделять
существенное внимание вопросам квалификации ситуации в качестве конфликта
интересов самими служащими, работниками. Анализ правоприменительной практики
показывает, что зачастую данные лица не всегда правильно оценивают ту или иную
возникающую ситуацию, в связи с чем не принимают должных мер по предотвращению
и урегулированию конфликта интересов.
Настоящий обзор
рекомендуется довести до сведения служащих, работников в целях иллюстрации
типовых ситуаций, наиболее часто ошибочно квалифицируемых как отсутствие
возможности возникновения конфликта интересов при его фактическом наличии, а
также при направлении уведомления о возможности возникновения конфликта
интересов без соответствующих на то оснований.