Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение
 

Обзор изменений законодательства в сфере местного самоуправления от 12.07.2021

Обзор изменений законодательства в сфере местного самоуправления с 06.07.2021 по 12.07.2021

(материал подготовлен с использованием системы Консультант Плюс)

 

Федеральное законодательство

 

1. Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 № 1129 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2459»

Установлен порядок предоставления займов на цели проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве.

Специализированное общество вправе предоставлять заем юридическому лицу (юридическим лицам, действующим по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности)), реализующему или планирующему реализовывать проект строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, которые могут быть объектами концессионного соглашения либо объектами соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, на цели проектирования, строительства и (или) реконструкции таких объектов.

Решение об отборе концессионного проекта или проекта государственно-частного партнерства для предоставления специализированным обществом займа принимается Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации или ее президиумом (штабом) либо межведомственной комиссией.

Приводятся, в числе прочего, критерии отбора участников, порядок рассмотрения поступивших заявок, обязательные требования к договору займа со специализированным обществом.

2. «Перечень поручений по итогам программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» (утв. Президентом РФ 06.07.2021)

Утвержден перечень поручений по итогам «Прямой линии» Президента РФ с гражданами России, состоявшейся 30 июня 2021 года.

Правительству РФ, в частности, необходимо:

- обеспечить внесение изменений в законодательство РФ, предусматривающих:

установление мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем;

расширение видов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которые должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- принять дополнительные меры по льготному кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающие в том числе повышение доступности и объемов такого кредитования, а также увеличение охвата льготным кредитованием субъектов малого и среднего предпринимательства;

- при подготовке формы комплексного договора на оказание услуг по газификации предусмотреть возможность включения в него организацией исполнителем (газораспределительной организацией) выполнения мероприятий по подключению внутри границ земельного участка заявителя, установки (монтажа) газоиспользующего оборудования, а также формирование механизма регулирования стоимости указанных видов услуг.

3. Указание Банка России от 27.05.2021 № 5798-У «О порядке предоставления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о единой форме предоставления сведений и порядке ее заполнения» (зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2021 № 64039).

С 1 сентября 2021 информация, необходимая для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляется по новой форме.

Форма представления гражданам сведений кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями разработана в связи с необходимостью отражения информации об утилитарных цифровых правах, цифровых финансовых активах и цифровой валюте.

Со дня вступления в силу Указания признается утратившим силу ранее применявшаяся форма и порядок представления сведений, предусмотренные Указанием Банка России от 14 апреля 2020 года № 5440-У.

4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1101 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Утверждено положение о порядке организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.

Предметом федерального надзора в области безопасности дорожного движения являются:

- соблюдение обязательных требований в области безопасности дорожного движения:

к содержанию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского наземного электрического транспорта, влияющих на безопасность дорожного движения;

к проведению строительных работ (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора), ремонтных и иных работ, осуществлению деятельности, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения;

к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и иных элементов обустройства автомобильных дорог;

к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования, а также к изменению конструкции зарегистрированных в установленном порядке автомототранспортных средств и прицепов к ним;

к перевозкам пассажиров и грузов, эксплуатации транспортных средств (за исключением обязательных требований, соблюдение которых отнесено к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве и не связано с совершением дорожно-транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни и (или) здоровью человека);

- соблюдение операторами технического осмотра обязательных требований к проведению технического осмотра транспортных средств, установленных правилами проведения технического осмотра транспортных средств;

- соблюдение специализированными организациями, участвующими в государственной регистрации транспортных средств, обязательных требований к таким организациям, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и порядком государственной регистрации транспортных средств;

- соблюдение изготовителями государственных регистрационных знаков транспортных средств обязательных требований к изготовлению государственных регистрационных знаков транспортных средств, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», порядком изготовления государственных регистрационных знаков транспортных средств и правилами учета, хранения и выдачи государственных регистрационных знаков транспортных средств;

- соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов.

Положением установлены, в числе прочего, уполномоченные органы и должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального надзора, порядок отнесения объектов федерального надзора к определенной категории риска, порядок проведения плановых контрольных надзорных мероприятий в отношении объектов федерального надзора в зависимости от присвоенной категории риска, виды профилактических мероприятий.

В приложениях приведены:

перечень технических регламентов и документов по стандартизации, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора);

критерии отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения к категории риска причинения вреда (ущерба).

5. Постановление Правительства РФ от 03.07.2021 № 1112 «Об утверждении Правил проведения административного обследования лесов»

Установлен порядок проведения административного обследования лесов на территории лесничеств.

При административном обследовании проводится систематическое исследование состояния лесов, их количественных и качественных характеристик на основании сведений, содержащихся в информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, сведений, полученных в ходе осуществления государственной инвентаризации лесов, федерального государственного лесного контроля (надзора), мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, государственного лесопатологического мониторинга, лесопатологических обследований, государственного мониторинга воспроизводства лесов, сведений, полученных в том числе методами дистанционного зондирования.

В случае выявления признаков изменения состояния лесов при отсутствии сведений о документах, подтверждающих основания использования лесов в соответствии с требованиями лесного законодательства, составляется акт административного обследования лесов.

В акт включается описание лесов, позволяющее однозначно их идентифицировать (описание местоположения, кадастровый номер лесного участка (при наличии) и т.д.).

Акт составляется в форме электронного документа либо (в случае невозможности его составления в форме электронного документа) на бумажном носителе.

В случае если осуществление государственного надзора или муниципального контроля, в рамках которого рассматривается информация о выявленных признаках изменения состояния лесов, не входит в компетенцию соответственно органа государственной власти, подведомственного государственного учреждения или органа местного самоуправления, должностное лицо которого подписало акт административного обследования лесов, указанный акт в течение 5 рабочих дней со дня подписания направляется таким должностным лицом соответственно в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление государственного надзора или муниципального контроля, в рамках которого указанная информация рассматривается в целях установления фактов нарушения законодательства РФ, а также при наличии оснований, предусмотренных законодательством РФ, - в правоохранительные органы.

6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1098 «О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)»

Обновлен порядок проведения федерального государственного лесного контроля (надзора).

Государственный контроль (надзор) осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти, их территориальные органы, а также подведомственные им госучреждения в пределах их компетенции:

а) Федеральное агентство лесного хозяйства - в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

в) органы исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора), - на землях лесного фонда;

г) государственные учреждения, подведомственные органам государственного надзора, - в пределах полномочий органов государственного надзора.

Сведения об объектах контроля включаются в информационные системы органов государственного надзора.

Органы госнадзора относят объекты контроля к одной из категорий риска в соответствии с установленными критериями:

- значительный риск - в случае установления в течение предшествующих 2 лет факта причинения вреда лесам и находящимся в них природным объектам (в том числе выразившегося в незаконной рубке деревьев, загрязнении лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) в ином негативном воздействии;

- умеренный риск - совершение в течение предшествующих 2 лет, административного правонарушения без причинения вреда лесам и находящимся в них природным объектам (статьи 8.52, 8.25 - 8.27, 8.31, 8.323, 8.451, часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ);

- низкий риск - отсутствие обстоятельств, предусмотренных для значительного и умеренного риска.

При осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий: информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование; профилактический визит.

Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на плановой и внеплановой основе.

На плановой основе проводятся: инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка.

На внеплановой основе проводятся: инспекционный визит; рейдовый осмотр; выездная проверка; наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование.

7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1090 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий»

Установлен порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Государственный надзор осуществляется:

федеральными государственными бюджетными учреждениями в отношении управляемых ими особо охраняемых природных территорий федерального значения и их охранных зон;

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений.

Учет объектов государственного надзора осуществляется при ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Объекты госнадзора относятся к следующим категориям риска:

значительный риск - деятельность граждан и организаций в границах государственных природных заповедников и национальных парков;

средний риск - деятельность граждан и организаций в границах: охранных зон государственных природных заповедников; охранных зон национальных парков; государственных природных заказников; памятников природы; дендрологических парков и ботанических садов;

низкий риск - деятельность граждан и организаций в границах: охранных зон природных парков; охранных зон памятников природы.

В рамках осуществления государственного надзора проводятся профилактические мероприятия, а также следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий: инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка; наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование.

Периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий установлена в зависимости от присвоенной категории риска.

 

Судебная практика

 

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.07.2021 № 32-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и части 1 статьи 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.Ф. Данилова»

Конституционный Суд РФ подтвердил право представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, не проживающих постоянно в местах проживания этого народа, но сохраняющих объективно подтвержденную связь с указанными местами, на осуществление традиционной хозяйственной деятельности, включая охоту.

Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и часть 1 статьи 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они не исключают осуществления лицом, которое является представителем одного из коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охоты на условиях, установленных для коренных малочисленных народов, на территории проживания этого народа и в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, если такое лицо не проживает постоянно в местах традиционного проживания этого народа, но сохраняет объективно подтвержденную связь с данными территориями, с традиционным образом жизни и традиционной хозяйственной деятельностью своих предков, в том числе осуществляет в указанных местах традиционную хозяйственную деятельность в дополнение к основной деятельности по месту постоянного проживания.

Изложенное не может расцениваться как освобождающее представителя коренного малочисленного народа от соблюдения иных условий реализации права на охоту, предусмотренную частью 1 статьи 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые связаны, в частности, с добычей объектов животного мира только в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этого народа, исключительно для удовлетворения личных нужд и строго в пределах лимитов использования объектов животного мира, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. При этом не исключена корректировка указанных лимитов и иных условий применительно к случаям, когда охоту осуществляет лицо, которое не проживает постоянно на соответствующей территории и для которого традиционная хозяйственная деятельность и традиционные промыслы не являются основным видом деятельности.

Федеральному законодателю надлежит уточнить законодательные основы реализации права на охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которые не проживают постоянно в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов и осуществляют традиционную хозяйственную деятельность в дополнение к основной, причем федеральный законодатель должен обеспечить учет мнения представителей этих народов, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности соответствующего коренного малочисленного народа.

При этом в силу части 1 статьи 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право на предусмотренную данной нормой охоту может быть реализовано как индивидуально, так и коллективно, т.е. общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Такие общины представляют собой формы самоорганизации лиц, относящихся к указанным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры. Тем самым обязательным элементом соответствующего законодательного регулирования должен быть механизм, позволяющий учесть мнение представителей коренного малочисленного народа (их общин), проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этого народа, принимая, однако, во внимание, что реализация лицом права на самостоятельное осуществление традиционной хозяйственной деятельности и занятие традиционными промыслами не обусловлена его обязательным вступлением в общину соответствующего народа.

Конституционный Суд РФ считает необходимым подчеркнуть, что право на охоту в целях ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности может быть реализовано надлежащим образом лишь на основе обращенных ко всем участникам соответствующих правоотношений конституционных требований о бережном отношении к природным богатствам, о сохранении уникального природного и биологического многообразия страны, о формировании в обществе ответственного отношения к животным.

 

Краевое законодательство

 

9. Постановление Правительства Красноярского края от 08.07.2021 № 478-п «О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 23.06.2021 № 432-п «Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на обустройство мест (площадок) накопления отходов потребления и (или) приобретение контейнерного оборудования в 2021 году»

Внесены изменения, расширяющие перечень муниципальных образований – получателей субсидий.

10. Приказ министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 08.07.2021 № 77-1790-од «О внесении изменений в приказ министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 15.06.2021 № 77-1529-од «Об утверждении форм и сроков предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов Красноярского края информации и отчета об использовании финансовых средств, предоставленных для осуществления органами местного самоуправления Красноярского края отдельных государственных полномочий Красноярского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев»

В том числе установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов Красноярского края еженедельно (каждую пятницу) представляют в Министерство на электронных и бумажных носителях информацию по заключенным контрактам в рамках проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

11. Постановление Правительства Красноярского края от 06.07.2021 № 463-п «О введении особого противопожарного режима на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края»

Введен с 15.07.2021 особый противопожарный режим на территории г. Норильска, Туруханского района, Эвенкийского и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципальных районов.

12. Постановление Правительства Красноярского края от 06.07.2021 № 456-п «О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 07.02.2018 № 41-п «Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство муниципальных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в 2021–2023 годах»

Внесены изменения, расширяющие перечень муниципальных образований – получателей субсидий.

13. Постановление Правительства Красноярского края от 06.07.2021 № 455-п «О признании утратившим силу постановления Правительства Красноярского края от 24.04.2020 № 274-п «Об утверждении Регламента взаимодействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и лиц, осуществляющих оказание услуг по содержанию и (или) выполнение работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края»

 

 

 

 
   
ВНИМАНИЕ! Учебные материалы ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края» являются объектом авторского права Учреждения.
Присвоение авторства и незаконное использование преследуются согласно статье 146 Уголовного Кодекса РФ о Нарушении авторских и смежных прав.