Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение
 

Имеет ли право муниципальный служащий (главный специалист - юрист общего отдела администрации) систематически осуществлять оказание юридических услуг по гражданско - правовому договору в муниципальном казенном учреждении, учредителем которого является администрация, с согласия Главы района?

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются положениями Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 25-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 25-ФЗ  муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

При этом п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается в том числе заниматься предпринимательской деятельностью.

Как видно из текста запроса, муниципальный служащий не является главой местной администрации и осуществляет предоставление юридических услуг по средствам заключения гражданско-правового договора с юридическим лицом, а не путем заключения трудового договора и осуществления трудовой функции по совместительству. Таким образом, положения п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 25-ФЗ не подлежат применению в рассматриваемом случае.

В целях применения положений п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 25-ФЗ необходимо определить является ли деятельность муниципального служащего по предоставлению юридических услуг предпринимательской.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» порядке.

В письмах Минфина РФ от 16 августа 2010 г. N 03-04-05/3-462, ФНС России от 8 февраля 2013 г. N ЕД-3-3/412@, был сформулирован следующий перечень фактов, свидетельствующих о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности:

- изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;

- хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок;

- взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период времени сделок;

- устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.

При наличии достаточных оснований считать, что вышеуказанные признаки имеются в наличии, физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица образует состав административного правонарушения признаки которого предусмотрены статьей 14.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, при наличие квалифицирующих признаков такая деятельность может образовывать и состав преступления предусмотренного статьей 171 УК РФ.

Следовательно, не допускается деятельность муниципального служащего, осуществляющего одновременно с исполнением своих должностных обязанностей предоставление юридических услуг в том случае если такая деятельность обладает признаками сформулированным в письмах Минфина РФ от 16 августа 2010 г. N 03-04-05/3-462, ФНС России от 8 февраля 2013 г. N ЕД-3-3/412@.

 

Ответ подготовил: юрисконсульт Бухряков Александр Владимирович.

 

22 марта 2017 г.
 
   
ВНИМАНИЕ! Учебные материалы ККГБОУ ДПО (ПК) «Институт муниципального развития» являются объектом авторского права Учреждения.
Присвоение авторства и незаконное использование преследуются согласно статье 146 Уголовного Кодекса РФ о Нарушении авторских и смежных прав.