Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение
 

Может ли автомобильная дорога, построенная путем насыпки щебня, относится к объектам движимого имущества?

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Такие же критерии отнесения вещей к недвижимому имуществу содержатся и в статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ). При этом, в статье также указано, что к недвижимому имуществу относятся здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

Из судебной практике следует, что такой признак, как прочная связь с землей, не является единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. В связи с этим вопрос об отнесении того или иного имущества к недвижимому имуществу должен рассматриваться с учетом всех нюансов, имеющих отношения к объекту.

В Федеральном законе от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержится понятие «автомобильная дорога», как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В пункте 3.3 СП 34.13330.2012 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85»  указано, что дорога автомобильная (для целей данного документа) - инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей и других транспортных средств; имеет: земляное полотно, дорожную одежду, проезжую часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и обустройство дороги. И это позволяет сделать вывод, что автодорога представляет собой комплексное сооружение, непосредственно связанное с землей, при этом нарушение этой связи приведет к уничтожению объекта как дороги. Подобную позицию можно встретить и в решениях судов. Так, в частности, ВАС РФ в Определении от 08.07.2010 № ВАС-8213/10 по делу № А47-4730/2009 указал, что автомобильные дороги отвечают признакам недвижимых вещей. Однако, некоторые суды все же признают автомобильную дорогу движимым объектом исходя из отсутствия самостоятельного функционального назначения. Так, ВАС РФ в Определении от 23.07.2013 N ВАС-9767/13 пришел к следующему выводу: «Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью лишь в том в случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости. Более того, помимо неразрывной связи с землей объект недвижимости должен иметь самостоятельное функциональное назначение». ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 26.10.2011 по делу № А63-11904/2010 при рассмотрении вопроса об отнесении гравийной дороги к объекту недвижимости подошел к рассмотрению вопроса с точки зрения комплексного подхода. В частности суд указал, что, с одной стороны, автомобильная дорога является конструктивным элементом, состоящим из дорожного полотна (замощения). С другой стороны, суд указал, что гравий при переносе не теряет своих качеств, необходимых для дальнейшего использования. Это объясняется отсутствием конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Кроме того, по мнению суда, в деле не было представлено доказательств, что подъездная дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства именно объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.

Таким образом, при квалификации автодороги как объекта недвижимости необходимо также исходить из характера дорожного полотна (замощения) с точки зрения возможности его перемещения без причинения несоразмерного ущерба.

Ответ подготовил: юрисконсульт Фадеева Светлана Геннадьевна

27 февраля 2017 года

 
   
ВНИМАНИЕ! Учебные материалы ККГБОУ ДПО (ПК) «Институт муниципального развития» являются объектом авторского права Учреждения.
Присвоение авторства и незаконное использование преследуются согласно статье 146 Уголовного Кодекса РФ о Нарушении авторских и смежных прав.