Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение
 

Суд прекратил производство по иску прокуратуры Ужурского района по административному делу об устранении нарушений в сфере водоснабжения

Прокуратура Ужурского района обратилась в суд с иском, в котором требовала обязать администрацию Малоимышского сельсовета устранить нарушения в сфере водоснабжения, а именно, обязать администрацию провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения: водонапорной башни и скважины, а также заключить концессионное соглашение в отношении указанных объектов по итогам проведения конкурса.

Требования мотивированы тем, что к моменту обращения с иском превышен пятилетний срок, исчисляемый с момента ввода в эксплуатацию данных объектов водоснабжения, что обуславливает их предоставление на основании концессионного соглашения по итогам проведения конкурсных процедур. Однако, в нарушение требований законодательства администрацией сельсовета объекты водоснабжения по концессионному соглашению не переданы, решение о заключении концессионного соглашения не принималось, конкурсные процедуры для его заключения не проводились. В результате ненадлежащего исполнения администрацией Малоимышского сельсовета полномочий по распоряжению муниципальной собственностью, а именно, не проведения торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», нарушаются жилищно-коммунальные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, что может повлечь необратимые негативные последствия, привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по водоснабжению в отопительном периоде 2019-2020 гг.

После обращения главы сельсовета в адрес Института, с целью оказания юридической поддержки, сотрудниками были подготовлены возражения.

Как прокомментировала юрисконсульт учреждения Фадеева С.Г., водоснабжение в муниципальном образовании осуществляется с использованием централизованной системы водоснабжения, в которую входят: скважина, водонапорная башня, водопроводная сеть и водозаборные колонки. Данное инженерное сооружение является единым объектом холодного водоснабжения (пункт 14 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») и объектом концессионного соглашения в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

Однако, в настоящее время, часть данной системы, а именно водопроводная сеть, находится в собственности другого муниципального образования – муниципального района, который инициировал процедуру передачи указанной сети в сельсовет в этом году (данный вопрос будет рассматриваться на сессии Совета депутатов).

Поскольку водоснабжение села это единая система, то заключение соглашений на ее отдельные части (башня, скважина и колонки) в одно время, а на сеть - в другое, с разными субъектами может привести к сбоям водоснабжения и тем самым нарушению прав жителей села.Таким образом, до завершения процедуры передачи в собственность поселения водопроводных сетей, проводить конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения нецелесообразно.

Кроме того, требования прокурора об обязании провести открытый конкурс и заключить концессионное соглашение неисполнимы, поскольку указанное соглашение содержит в себе элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из указанного закона или существа концессионного соглашения.

В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. И вмешательство суда в процесс заключения договора является изъятием из принципа свободы его заключения.

Таким образом, если обязанность по заключению договора не установлена ни законом, ни договором, то требования об обязании к заключению договора (концессионного соглашения) не подлежат удовлетворению. Помимо этого, статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. На этом основании суд не вправе предрешать разрешение вопроса, отнесенного к компетенции органа местного самоуправления и не может подменять собой органы местного самоуправления и обязать администрацию заключить концессионное соглашение.

Фактически, данные доводы в суде также поддержали иные лица,участвующие в деле: Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Министерство тарифной политики Красноярского края.

Впоследствии, прокурор обратился в суд с заявлением об уточнении исковых требований по иску к администрации Малоимышского сельсовета обязать последнюю провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении другого объекта водоснабжения населения – водонапорной башни.

Также, на данное уточненные исковые требования было подготовлено возражение о том, что указанная водонапорная башня является источником наружного противопожарного водоснабжения, а не объектом водоснабжения населения в отопительном периоде 2019-2020 гг.

После этого, от прокурора в суд поступило ходатайство о прекращении производства по делу ввиду отказа от исковых требований, в связи с чем Ужурским районным судом было принято решение о прекращении производства по настоящему гражданскому делу.

С полным текстом вынесенного судебного акта вы сможете ознакомиться на нашем сайте в разделе «Судебная практика».

 
   
ВНИМАНИЕ! Учебные материалы ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края» являются объектом авторского права Учреждения.
Присвоение авторства и незаконное использование преследуются согласно статье 146 Уголовного Кодекса РФ о Нарушении авторских и смежных прав.