Минэкономразвития России в Письме от
24.03.2022 № Д24и-8436 «О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля
(надзора), муниципального контроля в 2022 году» дало разъяснение по ряду
вопросов, касающихся особенностей организации и осуществления государственного
контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году с учетом положений
постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об
особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора),
муниципального контроля» (далее - постановление № 336) в части:
определения
непосредственной угрозы причинения вреда;
проведения
контрольных (надзорных) мероприятий на основании поступления жалоб граждан за
защитой (восстановлением) своих прав;
проведения
профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий без
взаимодействия;
оценки исполнения
предписания об устранении нарушений обязательных требований, выданных после
вступления в силу постановления № 336;
оценки исполнения
предписания об устранении нарушений обязательных требований, выданных до
вступления в силу постановления № 336;
привлечения
контролируемых лиц к административной ответственности.
Так, например, раскрыто понятие «непосредственная
угроза» под которым подразумевается высокая степень вероятности причинения
соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуация, когда
отсутствие мер реагирования контрольных (надзорных) органов неминуемо влечет
наступление негативных последствий. При определении факта причинения вреда или
угрозы причинения тяжкого вреда здоровью и жизни возможно учитывать положения
приказа Минздрава России от 24 апреля 2008 г. № 194-н «Об утверждении
медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью
человека».
По вопросу проведения контрольных
(надзорных) мероприятий на основании поступления жалоб граждан за защитой
(восстановлением) своих прав в письме отмечается, что если жалоба гражданина
(граждан) содержит сведения о нарушении контролируемым лицом обязательных
требований, которые не повлекли причинение вреда (ущерба) или иным образом не
нарушили права заявителя (заявителей), то проведение внепланового контрольного
(надзорного) мероприятия в указанном случае не допускается. Если же профилактические
мероприятия и контрольные (надзорные) мероприятия проводятся без взаимодействия,
то необходимо предусмотреть внесение соответствующих изменений в программы
профилактики нарушений обязательных требований (перечни профилактических
мероприятий) на 2022 год без проведения их общественного обсуждения.
По вопросу оценки исполнения предписания
об устранении нарушений обязательных требований, выданных после вступления в
силу постановления № 336, отмечают, что положениями постановления № 336 не
предусматриваются ограничения на принятие контрольным (надзорным) органом таких
решений по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проведение
которых допускается в соответствии с данным постановлением, а выданных до
вступления в силу постановления № 336 отмечают, что если указанные сведения не
являются достаточными для признания предписания об устранении нарушений
исполненным, то в отношении контролируемого лица может быть объявлено
предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Также отмечают, что по вопросу привлечения
контролируемых лиц к административной ответственности, возбуждение должностными
лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях
без проведения соответствующих мероприятий не допускается.
При этом ограничения, предусмотренные
пунктом 9 постановления № 336, распространяются только на решение вопроса о
возбуждении дела об административном правонарушении посредством составления
протокола об административном правонарушении, протокола о применении мер
обеспечения производства, вынесения определения о возбуждении дела об
административном правонарушении при необходимости проведения административного
расследования и совершения иных действий, предусмотренных частью 4 статьи 28.1 Кодекса об
административных правонарушениях Российской Федерации.