Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение
 

ТЕМА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИИ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В ЯНВАРЕ СТАНЕТ ОСНОВНОЙ НА ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ПО РАЗВИТИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уважаемые коллеги!

Следующий год – знаковый для местного самоуправления.

Во-первых, исполняется 10 лет со дня принятия 131-го Федерального закона. Иными словами – с начала реформы системы местного самоуправления.

Во-вторых, 21 апреля впервые в России будет отмечаться День местного самоуправления. Напомню, что соответствующий Указ подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным.

Символика даты обусловлена тем, что именно в этот день в 1785 году Императрица Екатерина II утвердила «Жалованную грамоту городам», которая фактически положила начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.

И, в-третьих, в 2013 году исполняется 15 лет с момента ратификации Европейской Хартии местного самоуправления. Приняв на себя юридические обязательства в рамках этого документа, мы гарантировали политическую, административную и финансовую независимость муниципальных образований.

Минрегион готовит план мероприятий, посвященным всем трем событиям.

Сегодня можно подвести некие промежуточные итоги. Результатом последних реформ стало создание стабильно работающей системы институтов местной власти, которые являются важнейшей частью политической системы страны.

Местное самоуправление – это тот уровень, по работе которого люди судят о власти в целом. Именно здесь обеспечиваются ключевые жизненные потребности, а граждане чаще всего имеют дело с чиновниками. Дороги, образование, культура, спорт, ЖКХ – всё зона ответственности муниципалитетов.

 Какие на сегодняшний день можно назвать основные проблемы муниципалов?

Это, безусловно, низкий уровень собственных доходов местных бюджетов; нехватка квалифицированных кадров и отсутствие к ним унифицированных требований; огромное количество проверок различными контрольными и надзорными органами и отсутствие четких приоритетов в развитии территорий.

 Пойдем по порядку. Действительно, проблема бюджетной обеспеченности муниципалитетов стоит крайне остро. В 2011 году уровень покрытия расходов местных бюджетов (2,9 трлн. руб.) за счёт собственных источников составил всего 39,2%. Ровно в два раза ниже, чем уровень покрытия консолидированных бюджетов субъектов Федерации (78,1%).

Причем поступления от местных налогов составляют всего несколько  процентов от всех собственных доходов местных бюджетов (4,8% от земельного налога и 0,2% от налога на имущество физических лиц).

Основным налогом, формирующим местные бюджеты, остается федеральный налог на доходы физических лиц, к регулированию которого муниципалитеты не имеют отношения. Его доля в налоговых доходах муниципальных образований из года в год выше 60%.

Объём и структура доходов не только негативно сказываются на финансовой самостоятельности местных органов власти, но и определяют низкую инвестиционную направленность их расходов. Малая часть муниципалитетов проводят собственную инвестиционную политику, направленную на развитие территорий.

 Во исполнение 601-ого Указа Президента «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в этом году проделана довольно серьезная работа по изменению ситуации.

Разработан целый ряд мер, направленных на повышение бюджетной обеспеченности муниципалитетов.

Так, с будущего года местные бюджеты получат 100% отчислений от применения патентной системы и 100% доходов от единого сельхозналога. Это предусмотрено 94-м Федеральным законом, принятым в июне.

Справочно: Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 Буквально две недели назад – 3 декабря – Президент подписал закон №244-ФЗ.

Справочно: "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с ним в бюджеты муниципалитетов будут подлежать зачислению:

- с 1 января 2013 года все штрафы за нарушения муниципальных правовых актов и плата за использование лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности.

- с 2014 года все доходы от продажи и аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (ранее норматив составлял 80%);

- с 2016 года плата за негативное воздействие на окружающую среду, - по нормативу 55 процентов (было 40%);

Кроме того, с 2014 года муниципальные дорожные фонды будут формироваться за счет акцизов на нефтепродукты, поступающих в местный бюджет.

Справочно: В соответствие с Федеральным законом от 03.12.2012 №244-ФЗ муниципальный дорожный фонд создается решением представительного органа муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на него утверждается в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета муниципального образования, установленных решением представительного органа от акцизов на бензин, дизельное топливо, подлежащих зачислению в местный бюджет.

 В совокупности дополнительные доходы местных бюджетов оцениваются в объеме более 67 млрд. рублей.

 Но необходимы и другие меры. Крайне важно нацелить местные органы власти на «выращивание» бизнеса на своей территории. Заинтересовать муниципалитеты в формировании благоприятной предпринимательской среды и создании стимулов для развития производства.

Очевидно, что для этого, прежде всего, необходимо передать на уровень местных бюджетов часть налогов, уплачиваемых предприятиями, в первую очередь – малым и средним бизнесом.

 Вторая проблема. Кадры.

Напомню, что сегодня в муниципальных органах власти работают 482 тысячи человек. Именно на этом уровне наиболее остро ощущается кадровый голод.

Непривлекательность муниципальной службы обусловлена как низкой оплатой труда, так и невысоким потолком для профессионального роста и отсутствием кадровых лифтов.

Поэтому повышение стимулов, подготовка и переподготовка кадров для местного самоуправления – одна из наших важнейших задач.

Считаю, органы местного самоуправления должны активнее работать с вузами и специальными учебными заведениями. И уже на этапе обучения ориентировать молодых людей на работу в местных органах власти.

Мы со своей стороны должны подумать о разработке механизмов включения наиболее талантливых работников муниципальной службы в кадровый резерв государственной службы.

 Отдельно остановлюсь на повышении квалификации. Минрегион провел мониторинг: в 73 субъектах Российской Федерации в настоящее время реализуются программы по подготовке и переподготовке муниципальных служащих. За десять месяцев этого года обучение прошли 129 тысяч человек. То есть примерно каждый четвертый служащий. Это неплохие показатели.

Но качество обучения необходимо повышать. Важнейшим направлением должно стать освоение современных информационных технологий, применение инновационных управленческих решений.

Следует также подумать о введении обязательных программ обучения для всех глав муниципальных образований.

 Третья проблема. Проверки.

Уверен, все прекрасно помнят жесткий посыл Дмитрия Анатольевича Медведева прекратить «кошмарить» бизнес.

Однако после того как был принят 294-й Федеральный закон, который упорядочил проверки предпринимателей, такое ощущение, что контрольно-надзорные органы все свои силы перекинули на местные органы власти.

 Сегодня это, действительно, вылилось в большую проблему. Так, за неполный год прокуратура направила 1162 обращения в адрес администрации города Хабаровска. И 2600 обращений в адрес администрации Новосибирска! Это без учета обращений от остальных надзорно-контрольных органов, требования которых зачастую противоречат друг другу.

Причем запросы во многих случаях касаются информации о муниципальных актах, структуре органов, осуществлении муниципального заказа. То есть той информации, которая находится в открытом доступе и размещена на официальных сайтах муниципалитетов.

 

Ситуация дошла до того, что в целом ряде регионов главы муниципалитетов пишут заявления по собственному желанию. Так как устали работать в таком режиме и бесконечно выплачивать штрафы за неисполнение заведомо неисполняемых требований.

 Насколько мне известно, тема контрольно-надзорной деятельности в отношении муниципалитетов станет основной на заседании Совета по развитию местного самоуправления при Президенте Российской Федерации. Его очередное заседание запланировано на январь.

Но уже сейчас очевидно, что необходим нормативный правовой акт – закон или указ Президента – упорядочивающий взаимодействие контрольно-надзорных органов, органов прокуратуры с органами местного самоуправления. По аналогии с 294-м законом должны быть установлены требования к периодичности и порядку проведения плановых проверок. И сформулирован четкий перечень оснований для проведения внеплановых проверок.

  Уважаемые коллеги!

Особое внимание нашего министерства направлено на поощрение и тиражирование лучших практик на уровне муниципальных образований.

Не так давно мы подвели итоги Всероссийского конкурса на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России». В конкурсе приняли участие 105 муниципальных образований.

Все победители были награждены дипломами Правительства и денежной премией. Общий призовой фонд составил 100 млн. рублей.

Справочно: Лучшими административными центрами субъектов РФ стали Саранск, Томск, Ульяновск, Белгород, Барнаул и Махачкала.

Со следующего года планируем реанимировать конкурс лучших муниципальных образований. Главная цель таких мероприятий – выявление и распространение передового, инновационного опыта в области муниципального управления.

Более эффективной должна стать система оценки деятельности местных органов власти.

Сейчас мы ее изменяем. Теперь оценивать работу муниципалитетов население будет посредством электронных технологий. На официальных сайтах регионов появится виджет для анкетирования граждан. А по результатам оценки будет проводиться экспертный анализ. И направляться рекомендации:

- либо руководителям органов местного самоуправления о необходимости повышения результативности своей деятельности;

- либо главе региона или представительному органу муниципального образования о необходимости досрочного прекращения исполнения должностных обязанностей главой муниципального образования.

 Распоряжение об утверждении такого порядка оценки сейчас проходит последние согласования в Правительстве. С 2013 года новая система заработает сначала в «пилотных» регионах. Это Московская и Нижегородская области, Ямало-Ненецкий округ, Чувашия. А с 2014 года – во всех регионах России.

 Наконец, уже со следующего года Минрегион основательно займется мониторингом муниципального законодательства по наиболее актуальным вопросам. По его результатам мы разработаем типовые, модельные акты, целью которых станет унификация законодательства на местном уровне.

Справочно: например, по регионам отмечаются различные требования к квалификации и стажу муниципальных служащих. Так, в Ивановской области для высшей группы должностей, необходим стаж службы – 2 года, а в Тульской – 6 лет.

У меня всё. Спасибо за внимание.

 
   
ВНИМАНИЕ! Учебные материалы ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края» являются объектом авторского права Учреждения.
Присвоение авторства и незаконное использование преследуются согласно статье 146 Уголовного Кодекса РФ о Нарушении авторских и смежных прав.