в период с 25.04.2023 по
02.05.2023
(материал подготовлен с использованием системы Консультант Плюс)
Федеральное законодательство
1.Федеральный закон от 28.04.2023 №
148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»
Расширен перечень категорий граждан, которые могут
претендовать на получение статуса ветерана боевых действий и инвалида боевых
действий
Установлено, что к ветеранам боевых действий относятся в том
числе лица, принимавшие участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил
ДНР, Народной милиции ЛНР, воинских формирований и органов ДНР и ЛНР начиная с
11 мая 2014 года, а также лица, заключившие контракт (имевшие иные
правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных
на Вооруженные Силы РФ, в ходе специальной военной операции на территориях
Украины, ДНР и ЛНР с 24 февраля 2022 года, на территориях Запорожской и
Херсонской областей - с 30 сентября 2022 года.
Данные категории граждан могут быть также признаны инвалидами
боевых действий, если они получили ранения, контузии, увечья или заболевания в
результате выполнения указанных боевых задач.
2.Федеральный закон от 28.04.2023 №
154-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд»
Упрощены отдельные процедуры закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В частности,:
- повышен
ценовой порог, допускающий проведение электронного запроса котировок, с 3
миллионов до 10 миллионов рублей (при этом установлено, что до 31 декабря 2026
года не действуют установленные ограничения размера годового объема закупок,
осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок);
- повышен
ценовой порог, допускающий проведение малых закупок в электронной форме с
использованием электронных площадок, с 3 миллионов до 5 миллионов рублей;
- установлена
возможность проведения строительных закупок «под ключ» в срок до 1 января 2025
года;
- предусмотрено
сокращение сроков согласования заключения контракта с единственным поставщиком.
3.Федеральный закон от 28.04.2023 №
176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого
и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Государственные и муниципальные микрофинансовые организации
включены в состав участников национальной гарантийной системы поддержки МСП
Законом установлены также требования к государственным
(муниципальным) микрофинансовым организациям (далее - ГМФО) и их деятельности.
ГМФО - юрлицо, одним из учредителей которого является субъект
РФ или муниципальное образование, осуществляющее деятельность по предоставлению
микрозаймов субъектам МСП и (или) организациям, образующим инфраструктуру
поддержки субъектов МСП.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность ГМФО подлежит
ежегодному обязательному аудиту.
ГМФО будут обязаны ежемесячно размещать на официальных сайтах
информационной поддержки МСП и (или) на своих сайтах сведения о сумме и
количестве микрозаймов, выданных за отчетный период.
Оценка соблюдения требований к деятельности ГМФО будет
проводиться Корпорацией МСП.
4.Постановление
Конституционного Суда РФ от 25.04.2023 № 20-П «По
делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2
статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3
статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства» в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой,
А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова»
Конституционный Суд защитил жилищные права малоимущих
граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье и имеющих в
собственности единственное жилое помещение, признанное непригодным для
проживания
Части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57
Жилищного кодекса РФ не соответствуют Конституции РФ, поскольку они не
обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения
жилищных потребностей граждан, признанных малоимущими и состоящих на учете в
качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, являющихся
собственниками единственного жилого помещения, признанного непригодным для
проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома,
признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные
права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы
по переселению из аварийного жилищного фонда.
Уполномоченным органам следует исходить из того, что
указанные граждане подлежат внеочередному обеспечению по договору социального
найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее
занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или
муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами
установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном
порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную
опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым
помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, -
незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь
период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.
Федеральному законодателю надлежит внести необходимые
изменения в действующее правовое регулирование.
5.Перечень
поручений Президента РФ по итогам встречи с представителями общественных
патриотических и молодежных организаций (утв. Президентом
РФ 26.04.2023 № Пр-827)
Президент РФ поручил Минкультуры России, Минпросвещения
России, Минобрнауки России, Минобороны России совместно с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при участии Ассоциации
«Российское историческое общество» и общественных объединений, осуществляющих
поисковую работу, обеспечить создание музеев (региональных, муниципальных,
на базе образовательных организаций), посвященных событиям специальной военной
операции и подвигам ее участников
6.Методические
рекомендации по организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода
на территории субъекта Российской Федерации (утв. МЧС России
09.03.2023 № 2-4-48-3-9)
Методические рекомендации по организации подготовки и
сопровождения паводкоопасного периода на территории субъекта Российской
Федерации предназначены для федеральных органов исполнительной власти,
исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций с целью повышения эффективности при организации
подготовки и сопровождения паводкоопасного периода с использованием современных
средств мониторинга и моделирования обстановки.
Указанные методические рекомендации разработаны взамен
Методических рекомендаций по организации подготовки и сопровождения паводкоопасного
периода на территории субъекта Российской Федерации от 11 октября 2021 г. №
МР-9-1.
7.Письмо
Росреестра от 13.04.2023 № 11-00825/23 «О рассмотрении обращения»
Даны
разъяснения об особенностях установления зон с особыми условиями использования территории
Сообщается, в частности, что исходя из части 8 статьи 26
Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в
Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации» (далее - Закон № 342-ФЗ) до 1 января 2028 года зоны с
особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ) считаются
установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие
зоны установлены до 1 января 2025 года одним из следующих способов:
решением исполнительного органа
государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в
соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
согласованием уполномоченным органом исполнительной власти
границ ЗОУИТ в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного
согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен
указанным законодательством;
нормативным правовым актом, предусматривающим установление
ЗОУИТ в границах, установленных указанным актом, без принятия решения
исполнительного органа государственной власти или органа местного
самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным
органом исполнительной власти границ ЗОУИТ;
решением суда.
Согласно части 9 статьи 26 Закона № 342-ФЗ в случаях, если
это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ,
указанной в части 8 данной статьи, такая зона считается установленной при
условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой
зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на
местности.
8.Письмо Минфина России от 21.04.2023 №
23-01-12/36522
Минфин рекомендует предусмотреть в местных порядках норму о
необходимости установления администраторами доходов бюджетов регламентов
реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской
задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним
Сообщается, в частности, что в целях реализации положений
подпункта «и(3)» пункта 2 правил осуществления бюджетных полномочий главных
администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995, Минфином России
издан приказ от 18 ноября 2022 г. № 172н «Об утверждении общих требований к
регламенту реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию
дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним».
Издание вышеприведенного приказа 172н направлено на
недопущение увеличения и сокращение объемов накопленной дебиторской
задолженности по доходам бюджетов, повышение прозрачности и эффективности
работы с дебиторской задолженностью по доходам бюджетов.
В целях формирования единообразного подхода к работе с
дебиторской задолженностью по доходам бюджетов Минфин России считает
целесообразным предусмотреть в местных порядках норму о необходимости
установления администраторами доходов бюджетов Регламентов, разработанных в
соответствии с установленными требованиями.
9.Стандарт подготовки и направления
адвокатских запросов (утв. XI Всероссийским съездом адвокатов 20.04.2023)
Разработан Стандарт подготовки и направления адвокатами
адвокатских запросов в целях:
установления единых требований к порядку реализации
адвокатами права на обращение в органы государственной власти, органы местного
самоуправления, общественные объединения и иные организации с адвокатскими
запросами;
реализации норм Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ
«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», УПК РФ и
Требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса,
утвержденных приказом Минюста от 14 декабря 2016 г. № 288, и с учетом решений
Совета ФПА РФ от 24 сентября 2019 г. и от 8 июля 2021 г.
Региональное законодательство
10.Постановление Правительства
Красноярского края от 18.04.2023 № 310-п «О введении особого
противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований
Красноярского края» (опубликовано 21.04.2023 на Официальном интернет-портале
правовой информации Красноярского края)
С 00 часов 00 минут 24
апреля 2023 года введен особый противопожарный режим до ликвидации причин,
вызвавших его введение, на территории городских округов город Минусинск, город
Назарово, город Шарыпово Красноярского края, Ермаковского, Идринского,
Каратузского, Краснотуранского, Курагинского, Минусинского, Ужурского,
Шушенского муниципальных районов Красноярского края, Шарыповского
муниципального округа Красноярского края.
В отношении иных
муниципальных образований установлены отдельные сроки введения особого
противопожарного режима:
- с 00 часов 00 минут
5 мая 2023 года вводится особый противопожарный режим до ликвидации причин,
вызвавших его введение, на территории городских округов город Ачинск, город
Боготол, город Бородино, город Дивногорск, город Канск, город Красноярск, город
Сосновоборск, посёлок Кедровый, закрытое административно-территориальное
образование город Железногорск, закрытое административно-территориальное
образование город Зеленогорск, закрытое административно-территориальное
образование посёлок Солнечный Красноярского края, Ачинского, Березовского,
Балахтинского, Бирилюсского, Боготольского, Большемуртинского, Большеулуйского,
Емельяновского, Иланского, Ирбейского, Канского, Козульского, Манского,
Назаровского, Новоселовского, Партизанского, Рыбинского, Саянского,
Сухобузимского, Уярского муниципальных районов Красноярского края, Тюхтетского
муниципального округа Красноярского края;
- с 00 часов 00 минут
12 мая 2023 года вводится особый противопожарный режим до ликвидации
причин, вызвавших его введение, на территории Абанского, Дзержинского,
Нижнеингашского, Тасеевского муниципальных районов Красноярского края;
- с 00 часов 00 минут
19 мая 2023 года вводится особый противопожарный режим до ликвидации
причин, вызвавших его введение, на территории городских округов город
Лесосибирск, город Енисейск, Богучанского, Енисейского, Казачинского,
Кежемского, Мотыгинского, Северо-Енисейского муниципальных районов
Красноярского края, Пировского муниципального округа Красноярского края.
На период действия
особого противопожарного режима в целях обеспечения мер пожарной безопасности
установить дополнительные требования пожарной безопасности:
- ограничение
посещения лесов гражданами;
- запрет
на разведение костров в лесах;
- запрет
на использование открытого огня на землях поселений и городских округов,
межселенных территориях, территориях садоводческих и огороднических
товариществ, полосах отвода линий электропередачи, железнодорожных и
автомобильных дорог.
Органам местного самоуправления муниципальных образований
Красноярского края на период действия особого противопожарного режима
рекомендовано:
- обеспечить
выполнение первичных мер пожарной безопасности;
- обеспечить
защиту населённых пунктов от перехода природных пожаров на их территории в
соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации,
утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №
1479, посредством создания (обновления) противопожарных минерализованных полос
шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров шириной не менее
10 метров, свободной от пожарной нагрузки, а также противопожарных преград;
- актуализировать
планы эвакуации населения из районов, опасных для проживания, с предоставлением
стационарных или временных жилых помещений;
- поддерживать
в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования
населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- организовать
в средствах массовой информации, интернет-ресурсах, в мобильном приложении
«Системы оповещения 112», официальных сайтах местных администраций
муниципальных образований Красноярского края информирование населения о
вводимых особых противопожарных режимах.
11.Постановление Правительства
Красноярского края от 27.04.2023 № 346-п «О введении режима
повышенной готовности в связи с прохождением пожароопасного периода и периодов
весеннего половодья и паводков на территории Красноярского края»
С 28.04.2023 по 01.07.2023 введен режим повышенной готовности
для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края.
Границами территории, на которой может возникнуть
чрезвычайная ситуация определена территория Красноярского края.
Органам местного самоуправления городских округов,
муниципальных округов и муниципальных районов Красноярского края рекомендовано:
содействовать устойчивому функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях;
обеспечить информирование населения о складывающейся
обстановке, порядке действий, местах нахождения пунктов временного размещения;
организовать доставку продуктов питания и предметов первой
необходимости в населенные пункты муниципальных образований Красноярского края,
транспортное сообщение с которыми отсутствует в результате подтопления;
обеспечить предоставление информации в оперативную дежурную
смену центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по
Красноярскому краю о складывающейся паводковой обстановке каждые четыре часа, а
в случае резкого ухудшения обстановки – немедленно;
обеспечить постоянный мониторинг за состоянием
гидротехнических сооружений и проведение неотложных аварийно-восстановительных
работ на них при необходимости;
при угрозе перехода природных пожаров на населенные пункты
вводить режим чрезвычайной ситуации;
принять меры по созданию необходимого для целей пожаротушения
запаса воды (в резервуарах) в садоводческих или огороднических некоммерческих
товариществах, обеспечить беспрепятственный подъезд к резервуарам;
организовать вывоз твердых бытовых отходов, сухой
растительности c территорий садоводческих или огороднических некоммерческих
товариществ;
организовать заслушивание председателей садоводческих или
огороднических некоммерческих товариществ о готовности к обеспечению пожарной
безопасности в период повышенной готовности;
организовать информирование населения посредством схода
граждан с вручением памяток о мерах пожарной безопасности (в том числе по
недопущению разведения костров, выжиганию сухой травы, мусора и проведению
пожароопасных работ в границах сельских поселений, городских округов,
садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ);
организовать дежурство должностных лиц органов местного
самоуправления для проведения профилактической работы с населением по
01.07.2023;
провести анализ противопожарного состояния отдаленных
населенных пунктов и принять дополнительные меры, направленные на их защиту от
пожаров, в срок до 05.05.2023;
обеспечить участие добровольных пожарных муниципальных
образований в проведении противопожарной пропаганды среди населения
Красноярского края на объектах жилого сектора, объектах с массовым пребыванием
граждан;
вводить при необходимости круглосуточное дежурство
руководителей и должностных лиц органов управления и сил муниципальных звеньев
территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края;
обеспечить привлечение сил и средств районного звена для
тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории муниципального
образования согласно планам привлечения сил и средств на тушение ландшафтных
(природных) пожаров на территории муниципального образования;
определить места дислокации временных противопожарных постов
в случае ухудшения пожароопасной обстановки в срок до 05.05.2023;
уточнить план действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций муниципального образования в срок до 15.05.2023;
привести при необходимости силы и средства муниципального
звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края в готовность к
реагированию на чрезвычайные ситуации;
восполнить при необходимости резервы материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования;
провести при необходимости эвакуационные мероприятия.
12.Постановление Правительства
Красноярского края от 28.04.2023 № 347-п «Об утверждении
Порядка организации тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории
Красноярского края»
Утвержден порядок организации тушения ландшафтных (природных)
пожаров на территории Красноярского края силами и средствами единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории
края (далее – ТП РСЧС края), в соответствии с полномочиями, установленными
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Организацию тушения ландшафтных (природных) пожаров на
территории края осуществляет агентство по гражданской обороне, чрезвычайным
ситуациям и пожарной безопасности края.
Организация тушения ландшафтных (природных) пожаров включает
в себя:
- разработку
и обеспечение утверждения сводного плана привлечения сил и средств для тушения
ландшафтных (природных) пожаров на территории края, являющегося приложением к
плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на
территории края, утверждаемому Губернатором края (далее – Сводный план);
- оказание
методической помощи органам местного самоуправления края
- в
разработке планирующих документов по организации тушения ландшафтных
(природных) пожаров;
- организацию
осуществления подготовки сил и средств ТП РСЧС для тушения ландшафтных
(природных) пожаров;
- организацию
взаимодействия и обмена информацией при тушении ландшафтных (природных) пожаров
на территории края.
Тушение ландшафтных (природных)
пожаров на территории муниципального образования края осуществляется в
соответствии с планом привлечения сил и средств на тушение ландшафтных
(природных) пожаров на территории муниципального образования края, утверждаемым
главой муниципального образования края.
Не позднее чем за 7 дней до начала
пожароопасного периода правовыми актами органов местного самоуправления края
на основании решений КЧС и ОПБ МО определяются патрульные группы,
патрульно-маневренные группы, маневренные группы и патрульно-контрольные
группы, их задачи и состав.
Способы и особенности тушения
ландшафтного (природного) пожара определяются руководителем тушения
ландшафтного (природного) пожара в соответствии с методикой тушения ландшафтных
пожаров, утвержденной Министерством Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
14.09.2015 № 2-4-87-32-ЛБ.